Взрослая жизнь и ядовитые послания из страны детства

Взрослая жизнь и ядовитые послания из страны детства

Ядовитые послания из детства. Каким образом они отравляют нашу жизнь.

Взрослая жизнь и ядовитые послания из страны детства. В последнее время родители все чаще обращаются за профессиональной психологической помощью, желая выстроить благополучные, здоровые, гармоничные отношения со своим ребенком. Наиболее частый запрос: «Как наладить контакт с ребенком и не навредить его психическому здоровью?».

Давайте разберемся, почему для многих современных родителей важно сохранять и поддерживать психическое здоровье своих детей? Что такое ядовитые сценарии, и какое влияние они оказывают на нашу жизнь и жизнь наших детей.

Жизнь русского народа всегда была наполнена неопределенностью и  неустойчивостью. Только за последние 100 лет произошло множество тяжелых событий, которые оставили сильнейший отпечаток на психическом здоровье, поведении, установках и ценностях наших граждан. Гражданская, Великая Отечественная война, распад СССР, лихие девяностые, кризис 2007 — 2008 года и другие события резко сменяли короткие периоды более-менее стабильной жизни.

послания

Эти события напрямую влияли не только на социальный и финансовый уровень, но и оказывали негативные воздействия на взаимоотношения, настроение, самоощущение, отношение к жизни наших граждан. Для того чтобы выжить, прокормить семью, большинство людей направляли все свое внимание и силы на работу и быт. На выстраивание гармоничных взаимоотношений в семье у них уже не оставалось ресурсов.

К тому же мода и знания о психическом здоровье, саморазвитии и гармоничных отношениях вошли в нашу жизнь относительно недавно, по сравнению с большинством развитых стран. Многие современные родители стараются менять свое взаимоотношение с детьми, желая для них и себя лучшей жизни и отношений. Давайте рассмотрим основные проблемы и ядовитые послания, которые, к сожалению, до сих пор продолжают отравлять жизни множества людей.

Одной из основных проблем, которую поколения транслируют друг другу, являются множественные долженствования. В неблагополучных семьях родители с детства предъявляют детям шаблонные послания. Они должны: молчать, быть удобными, сильными, выглядеть всегда счастливыми. Им запрещается обсуждать домашние проблемы или дела с кем-либо вне дома.

В среднем каждый из нас получил хотя бы одну из следующих 4 негативных установок, называемыми ядовитые послания:

  1. Я ничего не могу сделать как следует
  2. Я не могу правильно думать
  3. Я не могу доверять никому, кроме себя самого
  4. Я не должен выражать свои чувства.
установки

Послания: «Я ничего не могу сделать как следует»

Если с детства критиковать ребенка, оценивать все его действия, часто давать негативную оценку, обвинять, осуждать, то можно легко вырастить нездоровую, травмированную личность. Обычно именно такое отношение со стороны родителей и других значимых взрослых формирует подобную установку. Постепенно, с возрастом, незаметно для окружающих талантливый, жизнерадостный ребенок, может стать замкнутым, осторожным и безынициативным. Повзрослев, он будет бояться рисковать, пробовать что-то новое. Он будет ощущать себя повсюду виноватым, никому не нужным неудачником.

Следует отметить, что нездоровая критика часто встречается в благополучных семьях, с хорошим достатком и социальным статусом.

Пример: «Ребенок хотел порадовать родителей и убрать со стола всю грязную посуду после завтрака. Он аккуратно переносил все тарелки в раковину и одну случайно разбил. От отца он сразу услышал фразу: «Да у тебя руки не из того места растут! Ничего нормально сделать не можешь! Все только ломаешь».

критика

Послания: «Я не могу правильно думать»

Бывают ситуации, когда ребенок видит одно, а родители говорят ему, что он видит другое. Это путает его сознание. В голове все словно перекручивается. Как следствие — ребенок научается не доверять себе и своему мышлению. От родителей в таких случаях часто можно слышать фразы вроде: «Ты соображаешь, что говоришь? Как ты мог так подумать? Ты неправильно мыслишь». Подобные фразы могут сильно сбивать с толку личность, которая еще не имеет своих четких взглядов и убеждений.

Еще одной причиной появления данной установки является замалчивание проблем в семье. Дети часто видят и чувствуют, что происходит что-то странное, нехорошее, однако родители усердно делают вид, что все нормально. Так у ребенка зарождается когнитивный диссонанс.

Родители транслируют ребенку установку, что признавать проблемы и реальность больно. А если ребенок поведет себя иначе и будет называть вещи своими именами – это будет похоже на предательство, которое автоматически повлечет за собой развитие чувства вины. В итоге ребенок усваивает урок, что гораздо удобнее и безопаснее притворяться. Что впоследствии станет на бессознательном уровне защитной реакцией для самосохранения личности.

послания

Послания: «Я никому не могу доверять, кроме себя самого»

Базовое  доверие к миру и к другим людям формируется при условии удовлетворения физических и эмоциональных потребностей в детстве. Честность со стороны окружающих, надежность помогают ребенку вырабатывать доверие к миру, что способствует развитию одной из важнейших потребностей человека — потребности в безопасности. Частые крики, эмоциональные срывы, непредсказуемое поведение и агрессия со стороны родителей будут мешать удовлетворению этой потребности.

В некоторых семьях до сих пор считается нормой взаимные оскорбления среди членов семьи. Такие шаблоны передаются из поколения в поколение с самого раннего детства. Пренебрежительные фразы вроде: «Я взрослый, поэтому я всегда прав. Я лучше знаю, ты еще совсем мал, чтобы это понять», так же являются благоприятной почвой для развития недоверия к миру. Некоторые родители ежедневно говорят о всевозможных опасностях, угрозах внешнего мира, закрепляя этим свой опыт в сознании детей.

Когда ребенок растет в атмосфере постоянного страха, недоверия, оскорблений, тогда во взрослой жизни он будет доверять только себе одному. Мир в его представлении станет опасным. Постоянное напряжение и  ожидание худшего станут верными спутниками жизни. Такой человек всегда будет подозревать каждого в недобрых намерениях.

Послания:  «Я не должен выражать свои чувства»

Слышали ли вы когда-нибудь фразы: «Не показывай никому слез, если тебе грустно или ты расстроен. Чего ты такой возбужденный, веди себя тише. Что ты плачешь, ты что не мужик что ли? Чего нюни распустил, соберись уже!» и тому подобные?

Некоторые родители привыкли скрывать и подавлять свои эмоции. Отказавшись от взаимодействия со своими истинными чувствами, они навязывают подобный шаблон поведения своим детям. Не задумываясь о последствиях, они позволяют себе высмеивать слезы своего ребенка и даже могут кричать и критиковать за «слишком бурную радость», к примеру. В таких семьях не принято говорить о чувствах, эмоциях. Их отказ от истинных чувств похож на «заморозку», которая  является своего рода отрицанием и избеганием реальности. Одни личности приспосабливаются к подобному образу жизни. Другие же начинают страдать от психосоматических болезней.

Для каждого ребенка важно чувствовать и видеть одобрение, похвалу, любовь и заботу со стороны родителей. Поэтому большинство стараются  слепо соответствовать их ожиданиям.

Подобные установки очень устойчивы, однако с ними можно и нужно работать, для улучшения качества вашей жизни.

Практические методики по избавлению от ядовитых посланий

Для проработки предлагаю выполнять следующие упражнения, вам потребуется листок и ручка.

  1. Работа с воспоминаниями из детства. Вспомните три периода своей жизни в возрасте 6, 12, 17 лет. Ответьте на вопросы: «Какие были ваши взаимоотношения с родителями? Принимали ли вас близкие? Как часто вас в чем-то упрекали? Как часто вас хвалили или поощряли? С чем это было связано? Делали ли вы что-то, чтобы завоевать любовь в семье?».
  2. Попробуйте сопоставить четыре негативных послания, рассмотренных выше, с собой. Какие из них имели место в вашей жизни? Постарайтесь вспомнить эти ситуации. Напишите, что вы тогда чувствовали. Что вы чувствуете сейчас, когда вспоминаете об этом. Как вы относитесь к критике, ругани, унижениям? Считаете ли вы, что нормальный взрослый человек, может позволять себе такое отношение к беззащитному ребенку?
  3. Запишите ваши представления о том, что относится к нормальным здоровым отношениям, а что нет.
  4. Сформулируйте фразу, которая будет вас наполнять и вдохновлять. К примеру:

    «Я достойный человек. Я принимаю себя, свои чувства, свои мысли и эмоции. Я готов открыться этому миру. Я стремлюсь к осознанной, гармоничной жизни. Я забочусь о себе».

Наша жизнь в наших руках. И только мы сами регулируем вкус и насыщенность наших будничных дней, впуская или отторгая любовь, чувства, эмоции, новых людей, события.


Интересно почитать